Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Никакого либерализма»: Лукашенко требует усилить контроль местных властей над частниками
  2. В Минске с 15-го этажа выпал полуторагодовалый ребенок
  3. Глава ГТК анонсировал открытие в феврале после реконструкции пункта пропуска «Берестовица», но забыл кое-что уточнить
  4. Утечка данных из бота «Гаюна»: начались первые задержания
  5. Зима берет реванш: в стране ожидаются морозы до −16°C и гололедица
  6. Через месяц могут подорожать некоторые товары. Это связано с решением чиновников — рассказываем подробности
  7. ВСУ вчера продвинулись до пяти километров вглубь Курской области и удерживают тут элитные части РФ, не давая перебросить их на Донетчину
  8. Руководитель BYSOL рассказал, сколько обращений служба получила после взлома чат-бота «Беларускага Гаюна»
  9. Лукашенко озадачился ситуацией с валютой. Эксперт пояснил, что может стоять за этим беспокойством и какие действия могут последовать
  10. Беларусский айтишник продолжает рассказывать, как тяжело жить в Испании и как хорошо — в Беларуси
  11. Кровавая резня в Конго: более 100 женщин изнасилованы и сожжены заживо во время тюремного бунта после захвата Гомы повстанцами
  12. «Наша гераіня». Как в Вильнюсе встречали Полину Шарендо-Панасюк, отсидевшую четыре года, — репортаж «Зеркала»
  13. В Беларуси идет проверка боеготовности — военнообязанных вызывают повестками. Как должны вручать и по каким причинам можно не явиться
  14. Зеленский: Путин хочет втянуть Беларусь в войну


Суд в Дании постановил, что художник Йенс Ханинг должен вернуть более 70 тысяч долларов, взятых у музея современного искусства Кюнстен в городе Ольборг, пишет Русская служба Би-би-си.

Пустые холсты, которые представил художник. 2023 год. Фото: Kunsten Museum of Modern Art, Aalborg
Пустые холсты, которые представил художник. 2023 год. Фото: Kunsten Museum of Modern Art, Aalborg

Эта сумма не была платой за труд, но займом. Идея состояла в том, что Ханинг должен был наглядно продемонстрировать разницу в оплате труда в Австрии и Дании, прикрепив к полотну реальные купюры.

Но когда осенью 2021 года сотрудники музея открыли два больших ящика, в которых должны были находиться заказанные произведения, перед их удивленными взорами предстали два совершенно пустых полотна в деревянных рамах.

Договоренность с музеем заключалась в том, что после закрытия выставки, где должны были выставляться произведения Ханинга, Кюнстен заберет свои деньги обратно.

Художник, однако, подвел под свой поступок идеологическую базу. По его словам, его творение называлось «Возьми деньги и беги», именно это он и сделал, следовательно, никакие претензии в данном случае неуместны.

При этом кураторы музея, несмотря на то, что потребовали свои средства обратно, художественную мысль художника поняли отлично:

«Новая работа Ханинга „Возьми деньги и беги“ — это также признание того, что произведения искусства, несмотря на прямо противоположные намерения художников, являются частью капиталистической системы, которая ценит произведения на основе некоторых произвольных условий, — говорится в путеводителе музея. — Даже отсутствующие банкноты в произведении имеют денежную стоимость, когда оно называется искусством, показывая, что ценность денег является абстрактной величиной».

Вероятно, именно поэтому пустые рамы и были вывешены в выставочных залах. Суд, однако, принял во внимание «труд» художника, решив, что из общей суммы следует вычесть 40 000 датских крон (5,7 тысячи долларов) в качестве гонорара и платы за просмотр, потому что, как бы там ни было, но голые холсты стали частью экспозиции.

Впоследствии Ханинг потребовал у музея компенсацию, поскольку посчитал, что Кюнстен незаконно публиковал фотографии его работ после того, как об этой истории стали писать СМИ. Он хотел получить порядка 78 тысячи долларов, но это дело тоже проиграл.

В интервью датской радиостанции Ханинг сказал, что пребывает «в шоке», но что решение суда «именно такое, какое я и предполагал». Теперь он намерен обговорить вердикт со своим адвокатом и решить, станет ли он подавать апелляцию. Пока что наличных у него нет, а вернуть деньги он должен в течение 14 дней.

При этом не следует считать, что Ханинг просто и без особых угрызений совести положил музейные деньги в карман, вместо того чтобы художественно прикрепить их к холсту. После долгих раздумий он пришел к выводу, что пустое полотно без банкнот будет гораздо более значимой демонстрацией, потому что люди поймут ее смысл гораздо лучше.

— Это перекликается с нашими повседневными финансами, с зарабатыванием денег. А в моей работе, при том, что мы живем в обществе, где все измеряется деньгами, банкнот нет, — пояснил он.

На вопрос журналиста, не считает ли он свои действия воровством, Ханинг ответил, что «можно и так считать», но он, будучи профессионалом, знает, что его произведение лучше, чем было изначально запланировано, и что с этим согласны и многие СМИ.