Бойцы ЧВК Вагнера просят подростковую певицу с корнями из белорусской Жабинки Мэйби Бэйби выступить на фронте. Что?!
Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне


Холод

Синеволосая певица Мэйби Бэйби поет про первую любовь и секс, юбку в клетку и губы, которые пахнут малиной, — и называет все это кьют-рэпом. Ее коллега Дора придумала жанр кьют-рок для песен примерно о том же, но под гитару. Между тем в последние пару лет обеих артисток полюбили цитировать в националистических каналах и пабликах — а Мэйби Бэйби теперь, похоже, всерьез зовут выступать для бойцов ЧВК Вагнера. «Холод» попробовал исследовать и описать этот причудливый культурно-политический кульбит.

Мэйби Бэйби. Скриншот видео
Мэйби Бэйби. Скриншот видео

Бойцы ЧВК Вагнера записали видео с просьбой к Мэйби Бэйби выступить на фронте. Подобное происходит не первый раз

«Нашим бойцам — они так же живые люди — им очень важна поддержка из тыла, — говорит человек в камуфляже, каске и с автоматом в руках. — Есть такая исполнительница, которая пользуется большим успехом на фронте, — Мэйби Бэйби. Если она приедет сюда и выступит с концертом, все будут очень рады, благодарны. Ждем концерт Мэйби Бэйби на фронте!». Рядом с военным — двое его коллег в форме и балаклавах: они кивают и поддакивают; стоят мужчины в кустах в Отрадовке, селе в Донецкой области, где этой осенью шли тяжелые бои.

О том, что это видеообращение записано именно там, «Холоду» рассказал военный корреспондент Первого канала Дмитрий Кулько: он опубликовал 3 ноября в своем телеграм-канале ролик с обращением к певице. По словам Кулько, записать видео его попросили сами бойцы ЧВК Вагнера. Кулько говорит, что «вагнеровцы» вообще часто рассказывали ему о своих теплых чувствах к Мэйби Бэйби. «Ее творчество хоть и далеко от военной тематики, но, оказывается, иногда именно такие песни хочется слушать на передовой, — сообщил военкор в своем посте. — А трек „Похрюкай“ здесь вообще стал хитом!». По его словам, бойцы регулярно передают ему просьбу для Мэйби Бэйби дать концерт на фронте.

0:00/ 3:02
В ЭФИРЕКачествоАвто 1  СкоростьОбычная  

После публикации ролика, снятого Кулько, на официальном канале Мэйби Бэйби в ютубе отключили комментарии под песнями «Похрюкай» и «Суперпоросенок». Раньше там можно было увидеть десятки отзывов, которые якобы написали русские националисты и сторонники войны с Украиной. Типичные комментарии выглядели так: «Спасибо за трек от всех русских националистов», «Песни военных лет», «Парни с передовой просили передать сердечную благодарность за твою музыку», «Предлагаю создать петицию о признании этой песни оф. гимном СВО („специальной военной операции“, как в России называют войну против Украины — Прим. ред.)» — и прочее в этом же духе. В правопатриотических пабликах, форумах, тиктоках и телеграм-каналах сюжет о любви российских военных и наемников к кьют-рэпу и другой подростковой музыке пользуется популярностью уже много месяцев.

Изначально Мэйби Бэйби была вокалисткой группы «Френдзона». Ее запрещали из-за того, что они пели про секс для школьников

Мэйби Бэйби — это творческий псевдоним уроженки белорусской Жабинки Виктории Лысюк. Окончив школу, она переехала в Петербург, чтобы учиться на инженера высокоскоростного транспорта, и познакомилась там с рэпером Владимиром Галатом, постоянным участником баттлов Versus. Лысюк появляется в массовке в нескольких рэп-клипах Галата.

Галат участвовал в Versus неоднократно, но не был большой звездой. Вскоре он сменил творческую стратегию и придумал группу «Френдзона», которая исполняла нарочито инфантильную подростковую поп-музыку. Вокалисткой группы стала Виктория Лысюк, которая взяла себе сценическое имя Мэйби Бэйби: такие были у всех участников ансамбля — сам Галат выступал в костюме крокодила и называл себя Кроки Боем.

Если хип-хоп-записи Галата не пользовались широкой популярностью, то с «Френдзоной» он попал в точку: подростки со всей России начали слушать группу и ходить на ее концерты. Заметило ее и государство: когда «Френдзона» в 2018 году поехала в тур, силовики сорвали несколько концертов — а прокуратура нашла в текстах «Френдзоны» ругательства, пропаганду «нетрадиционных сексуальных связей», суицида и психоактивных веществ. После этого «Френдзона» вырезала из песен «опасные» слова и получила заключение от аккредитованной Роскомнадзором организации о том, что почти все песни безопасны для детей старше 12 лет.

0:00/ 3:59
В ЭФИРЕКачествоАвто 1  СкоростьОбычная  

Персонаж Мэйби Бэйби — это высокомерная школьница, «королева класса», нимфетка и тусовщица, которая нравится мальчикам (и девочкам — об этом песня «Бутылочка», одна из тех, которая не понравилась прокуратуре). Создавая ее, певица вдохновлялась аниме и кей-попом: ярко-синие волосы, короткие юбки, гольфы, большие глаза, высокий капризный голос, японские слова в песнях. Помимо этого, Мэйби (и сама Лысюк) — бисексуалка, о чем упоминается, например, в той же «Бутылочке» или песне «Ахегао».

Мэйби Бэйби стала лицом «Френдзоны» — она пела дуэтом с Аленой Швец, Екатериной Иванчиковой из группы IOWA и группой «Хлеб», а позже конфликтовала с рэпершей Инстасамкой. Когда в апреле 2022 года «Френдзона» распалась, певица продолжила карьеру уже сольно — продюсирует ее и пишет ей песни все тот же Галат. В первом альбоме «Мэйбилэнд» сексуализации стало еще больше: например, здесь есть песня «Братик», эксплуатирующая жанр порно со сводной сестрой, а также песня про влечение взрослого мужчины к школьнице со словами «тебе пофиг на закон».

На этом же альбоме вышли песни «Похрюкай» и «Суперпоросенок».

Мэйби Бэйби и ее коллега Дора стали любимцами правых и Z-патриотов из-за мемов. Это начиналось как шутка, но сейчас, возможно, уже не совсем шутка

В 2014 году среди интернет-пользователей, поддерживающих оккупацию Украины, стало популярно слово «свинорез» — некое оружие для убийства украинцев, которых в этой среде принято сравнивать со свиньями. После начала полномасштабного вторжения 2022 года этот мем актуализировался снова — он часто появляется в сообщениях сторонников войны на анонимном форуме «Двач» и в телеграм-каналах. На ютубе есть клип под названием «Свинорез — ЧВК Вагнер» — своего рода гимн российских добровольцев из частной военной компании. Словосочетание «хрюкающий подсвинок» появилось в одном постов замглавы Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева.

Мэйби Бэйби и ее коллега Дора — ее тоже продюсирует Галат, и именно она придумала термин «кьют-рок» — тоже часто упоминаются на «Дваче». Пользователи спорят, кто из них лучше, пишут о них порнорассказы и так или иначе сводят их песни с правой идеологией: например, существует умеренно популярный мэшап из хита Доры «Осень пьяная» и музыки российско-украинской ультраправой группы «М8Л8ТX».

«Да, Дора и Мэйби Бэйби давно форсятся в пабликах для „ироничных“ правых как иконы правого движения, — рассказывает журналист Николай Редькин, ведущий ютуб-шоу „Вписка“ и автор телеграм-канала „Сломанные пляски“. — Это началось с „Двача“, где сначала их просто объективировали, а потом стали привязывать к правому движу. Мне кажется, это просто абсурдный прикол — что может быть нелепее? Но мем рос. На концертах Доры стали кричать „Русские, вперед!“. Она относилась к этому сдержанно, но с началом войны начала говорить, что, если они не прекратят, то уйдет со сцены». Еще до войны Дора на концертах недоумевала, «почему у нас на концерте такие флаги».

Похожая история произошла с американской певицей Тессой Вайолет, которую объявили иконой русского националистического движения, несмотря на то, что она не поддерживала правые взгляды и никогда не была в России. Ее начали ассоциировать с кричалкой «Русские, вперед» после того, как она появилась в клипе в свитшоте с русским словом «Мишка», еще одна причина — ее черно-желтые волосы, которые напомнили кому-то цвета имперского флага. Когда Вайолет доехала до России, зрители на ее концерте кричали «Русские, вперед!» и махали флагами — российским триколором и «имперкой».

«Тут еще можно провести параллель с песней Максим „Знаешь ли ты“, которую по приколу спели в баре, а потом она завирусилась среди футбольных фанатов, а в итоге стала их гимном: Максим пела эту песню на стадионе — рассуждает Редькин, — Думаю, с Дорой и Мэйби развивалось по тому же сценарию: сначала было иронично, а потом мемы увидели „настоящие“ правые и бойцы ЧВК, которые иронию не считали. К тому же примерно год форсится мем, что это музыка для работяг — под каждым роликом Мэйби Бэйби можно увидеть комментарии про это».

Это действительно так. Вот один из примеров таких комментариев: «Я — простой арматурщик цеха ЖБИ-2 города Калининграда, решил включить твой прекрасный трек бригадиру. В итоге слушаем всем заводом, приехал директор, слушает вместе с нами, всем выписал премию и сказал что будем работать и в ночную смену. Все сразу приободрились и у всех загорелись глаза» (орфография и пунктуация оригинала сохранены).

«Холод» обратился с вопросами в бот анонимного канала о ЧВК «Войны гипербореи Z», где неоднократно появлялись посты о Мэйби Бэйби. С корреспондентом связался человек, который представился администратором «нескольких милитари-каналов и чатов» (уточнять, каких именно, он отказался), а также «контрактором ЧВК „Дивергент“». Подтвердить эту информацию «Холоду» не удалось, однако в нескольких телеграм-каналах действительно можно найти посты, предлагающие заключить контракт с ЧВК «Дивергент» и поддержать его бойцов.

Собеседник «Холода» сообщил, что Мэйби Бэйби и Дора «котировались в милитари-сообществе» еще до войны. «Чтобы вы понимали, до СВО у нас было свое уютное, ламповое пространство, со своими мемами и форсами, — продолжает он. — Но с началом операции много людей, которые даже не знали о существовании телеги и милитари-каналов на ней, полезли во все тяжкие и просто о***ли. Какие-то девочки-кьют-рокерши, аниме, коловраты, кувалды, гомосексуальные шутки в среде наемников и военнослужащих». По его словам, «Мэйби Бэйби и Дора — это новый наемнический вайб, свежая кровь нашего поколения, рожденного в святые 1990-е. Старым воинам нравятся Deep Purple со своей нетленочкой „Солдат удачи“ („Soldier of Fortune“ — Прим. ред.), а мне и моим товарищам — песня Жанульки „Ты похож на кота“».

Проверить эти утверждения не представляется возможным.

В новых песнях Мэйби Бэйби увидели прямые отсылки к военным мемам. Сейчас певица едет в тур по России

На вопрос, как Мэйби Бэйби относится «к мужикам, которые на заводе включают твои треки», она ответила так: «На самом деле я пишу песни только ради них. Чтобы страна крепко стояла на ногах, хочется поддерживать этих мужчин. Ладно, это я так, кекаю. Ну что сказать… Очень приятно, что мужское население интересуется моей музыкой все больше и больше. Мне кажется, мои песни больше для девчонок, но я рада видеть на концертах много парней, потому что они слэмятся, и это здорово. Очень хорошо к этому отношусь, респект».

Из-за того, что в патриотических социальных медиа манифестировать любовь к Мэйби Бэйби начали еще до выхода «Мэйбиленда», песни «Похрюкай» и «Суперпоросенок» вызвали среди сторонников войны особый резонанс. Издевательское предложение «похрюкать», обращенное к герою песни, строчки «у меня есть план на лето — лететь в небо как ракета», а также неоднократные упоминания свиней и разного оружия связали с риторикой вокруг «свинореза» — и прочитали как поддержку действий российских военных в Украине. В правом телеграм-канале Local Crew даже опубликованы карточки, которые «доказывают», что как минимум половина песен на «Мэйбиленде» посвящены войне.

«[На альбоме] есть песни, которые мы написали еще три года назад», — говорила Мэйби в одном из последних интервью, но не уточнила, какие именно. На вопросы «Холода» Виктория Лысюк и Владимир Галат не ответили. Ролик военкора Первого канала, в котором «вагнеровцы» просят музыкантов приехать на фронт, они публично не прокомментировали. Как и войну в Украине — в отличие от Доры, которая выступила против (сейчас эти твиты удалены) и перенесла выход альбома, сославшись на его неуместность. Когда альбом все-таки вышел, его презентацию в Москве сорвали.

13 ноября с концерта в Петербурге начался первый сольный тур Мэйби Бэйби по России. На песне «Суперпоросенок» зрители устроили мошпит (место в зрительном зале перед сценой на рок-концерте, где собирается толпа зрителей, толкающих друг друга — Прим. ред.).